Свяжитесь с нами
Или мы Вам перезвоним
Заказать звонок
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности
Спасибо, Ваше обращение принято!
Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.
Личный кабинет
Уже были у нас? Войти
Спасибо, Ваше обращение принято!

Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время.

Мы Вам перезвоним
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности
Внедрение, сопровождение, интеграция 1С:Предприятия
+ 7 (812) 325-40-45
Заказать звонок

Подготовка бюджетной модели предприятия

В статье рассмотрим, с чего начать построение системы бюджетирования на предприятии, чтобы в результате получить работающую автоматизированную модель.

Зачем вам бюджетирование?

Прежде чем говорить о том, какие шаги нужно пройти для построения автоматизированной системы бюджетирования, давайте остановимся на том, зачем эта система нужна. Руководители компаний, финансовые директора, финансовые службы регулярно сталкиваются с вопросами:

  • Почему отчеты показывают прибыль, а денег нет?

  • Действительно ли необходимо это оплачивать?

  • Как избежать задержек выплат поставщикам и сотрудникам?

  • Можем ли мы вложиться новое направление?

  • Почему мы тратим так много?

  • А что будет, если доллар вырастет? Или объем заказов уменьшится вдвое? Или…?

На подобные вопросы невозможно получить ответы с помощью данных оперативного и регламентированного учета: необходимо иметь эффективную систему бюджетирования на предприятии. Только с ней вы получите полную финансовую картину, которая позволит принимать верные управленческие решения и управлять финансовым состоянием вашей компании.

Когда бюджетирование работает?

Для того, чтобы бюджетирование работало, с нашей точи зрения, есть три основополагающие вещи:

  1. Наличие бюджетной модели, продуманной под конкретное предприятие.

  2. Автоматизация.

  3. Делегирование ответственности центрам финансовой ответственности (ЦФО).


Важны все три компонента. Если чего-то нет, то наличие бюджетирования в компании не будет эффективным и не позволит принимать верные управленческие решения.

Если есть автоматизация, но нет реальной бюджетной модели, то получается, что автоматизирован какой-то бюджет непонятно для чего. В таком случае цифры, которые собирает система, не дадут понимания финансового состояния компании. Обычно причинами такой автоматизации являются:

  • Историческая система.

  • Заимствования у других компаний.

  • Использование модели "из книжек", без учета финансовых целей компании.

Встречается и обратная ситуация: есть четко продуманная бюджетная модель, определены показатели, все структурировано, но нет автоматизации, а значит нет достоверных актуальных данных для принятия решения. Компания не получает нужную информацию оперативно, а собирает её "на коленке" в конце месяца из разных источников. В собранных таким образом показателях нельзя быть уверенным на 100%, к тому же эти цифры могут не отображать существующую ситуацию, потому что получены позднее, чем это было необходимо.

Если ЦФО не наделены ответственностью, то ваше бюджетирование – формальное. Выделяя ЦФО мы должны понимать, для чего это делается. В идеале каждый ЦФО отвечает за достижения своих показателей: получение конкретной прибыли, сокращение конкретных затрат и т.д. Для того, чтобы ЦФО могли достигать поставленных результатов, у них должны быть полномочия для принятия решений, которые влияют на ситуацию.

Если чего-то из этого не хватает, бюджетная модель работать не будет.

Сначала модель, затем автоматизация

Прежде чем что-то автоматизировать, надо определить, что именно автоматизировать. Для этого и необходима бюджетная модель перед автоматизацией. 


В противном случае, автоматизируя хаос, мы получаем автоматизированный хаос.

Система – это всего лишь инструмент для обеспечения работы. Нужно четко понимать, что мы хотим от системы получить, что именно внедрить и автоматизировать. Поэтому бюджетная модель продумывается на первом этапе, перед автоматизацией.

Что такое бюджетная модель

Что же из себя представляет бюджетная модель?

Бюджетная модель – это набор документов (или один документ), описывающих "правила игры": правила работы и построения системы бюджетирования. В регламентированном учете такими "правилами" являются учетная политика и законодательство, в управленческом учете же такого единства нет.

Разрабатывается бюджетная модель индивидуально для каждой компании и зависит от стратегических целей и от набора показателей, который позволит принимать управленческие решения. Таким образом, бюджетная модель учитывает вашу стратегию и финансовые цели.

Для бюджетной модели нет жесткого стандарта и требований законодательства, есть только опыт и методики, и мы можем ими с вами поделиться.

Что должно быть в бюджетной модели

Что должно обязательно быть зафиксировано в бюджетной модели, прежде чем проводить автоматизацию на её основе:

  • Определена финансовая структура компании, выделены ЦФО.

  • Определены бюджетные классификаторы, статьи "Бюджета доходов и расходов" (БДР), "Бюджета движения денежных средств" (БДДС) и "Бюджета по балансовому листу" (ББЛ).

  • Определены функциональные бюджеты и их состав, если вы их используете в бюджетной модели.

  • Определены границы ответственности: какие ЦФО за какие бюджеты/статьи отвечают.

  • Определены общие правила планирования для всех ЦФО: валюта, отнесение объектов в учете (затраты, внеоборотные активы, расходы будущих периодов и т.д.).

Набор документов для бюджетной модели

Для составления бюджетной модели мы рекомендуем подготовить следующий набор документов:

1. Положение о финансовой структуре.

В нём описывается структура ЦФО и её реальная связь в вашей организационной структурой, а также определяются ответственные – руководители ЦФО.

2. Положение о бюджетах.

В нём фиксируется структура бюджетных классификаторов:

  • Структура управленческого "Отчета о прибылях и убытках" (ОПУ).

  • Бюджетные классификаторы: Статьи БДР, Статьи БДДС.

  • Перечень функциональных/операционных бюджетов.

  • Распределение статей по бюджетам: бюджет – статья.

  • Распределение ответственности: Статья – ЦФО.

  • Структура управленческого баланса.

3. Положение о планировании.

Содержит основные принципы планирования.

  • Горизонт и шаг планирования.

  • Регламент планирования: как запускается процесс планирования, из каких шагов состоит и в какой последовательности, сколько дней занимает каждый шаг, и кто за каждый шаг отвечает.

  • Принципы планирования.

  • Формат планирования: как вы собираете данные.

  • Правила корректировки бюджетов: когда могут вноситься изменения.

  • Правила актуализации бюджетов: когда актуализировать, что делать при расхождении плана и факта, по каким правилам может осуществляться перенос на следующие периоды, как осуществляется корректировка и т.д.

4. Положение об управленческом учете.

Для целей управленческого учета точно так же, как и для регламентированного, должны быть зафиксированы правила.

  • Валюта.

  • Сроки отражения операций.

  • Методика учета оборотных и внеоборотных активов, амортизации, списания ТМЦ, расходов будущих периодов (РБП). Все правила отнесения основных объектов для целей финансового учета у вас тоже должны быть прописаны.

  • Трансфертные цены.

  • Accruals.

  • И др.

5. Методика оперативного планирования денежных средств (опционально).

Переход к работе с платежным календарем и казначейством. Если вы в оперативном режиме контролируете свои денежные потоки и расход денежных средств, то для этих процессов тоже должны быть определены правила. В отдельном документе фиксируется:

  • Регламент планирования расхода ДС (работа с заявками на оплату).

  • Регламент согласования платежей.

  • Методика формирования платежного календаря: правила включения заявок в календарь и передачи в оплату, правила распределения заявок по счетам, кассам и т.д.

Если у вас остались вопросы или вы хотите построить максимально эффективную бюджетную модель, то обращайтесь, мы вам поможем. Мы предоставляем услуги не только по автоматизации, но и консалтингу.