Излишняя кастомизация автоматизированных систем увеличивает стоимость их поддержки и обслуживания, повышает риск возникновения сбоев и ошибок, а сама система работает значительно медленнее, чем хотелось бы. Если к перевнедрению ваша компания ещё не готова, есть другие способы решения этих проблем – рефакторинг и обновление текущей конфигурации.
На примере кейса обновления нетиповой конфигурации 1С:Управление торговлей редакции 11 рассказываем, как происходит работа с такой системой и какой результат компания может получить в результате проекта.
О клиенте
Клиент специализируется на производстве и оптовой торговле оборудованием.
Учет велся в сильно доработанной версии 1С:Управление торговлей. Система использовалась в компании более 10 лет, с 2016 года ее перестали обновлять – из-за объемной кастомизации.
Цели и задачи
В ходе проекта необходимо было обновить текущую версию 1С:Управление торговлей на актуальный релиз с целью:
-
Уменьшения стоимости поддержки системы
-
Улучшения быстродействия
-
Создания условий для дальнейшего развития системы
Решение
Рефакторинг системы 1С
На первом этапе выполнения рефакторинга системы специалисты группы компаний "СофтБаланс" сформировали реестр измененных объектов. Измененные объекты системы – это различные документы, справочники, обработки, регистры и сквозные объекты, которые были доработаны клиентом в ходе использования системы. Созданный реестр содержал более 600 измененных объектов.
Вторым этапом работ стало проведение интервью с ответственными лицами о предназначении и логике формирования доработок функционала используемой системы. По итогам первого и второго этапа был сформирован итоговый список действий по каждой доработке.
Специалисты выяснили:
-
Как работает доработка с точки зрения логики объектов системы,
-
Актуальна ли доработка на текущий момент,
-
Возможна ли замена доработки типовым функционалом системы.
Для каждой доработки было проведено моделирование процессов на типовом функционале актуального релиза системы 1С:Управление торговлей ред. 11. В процессе демонстрации решалось, будет ли доработка перенесена на типовой функционал, или же данный вариант клиенту не подходит – тогда предлагалось другое решение по адаптации.
Обновление нетиповой 1С "под ключ"
Параллельно выполнялось обновление тестовой базы 1С:УТ 11 на актуальный релиз. Обновление производилось на серверах СофтБаланс, поскольку сервера клиента не справлялись с нагрузкой из-за большого количества доработок системы и их сложности. На полное обновление тестовой базы потребовалось порядка трёх-четырёх недель. Всё это время клиент продолжал работать в исторической версии системы.
Для того, чтобы в дальнейшем клиент мог обновлять систему своими силами, был написан Регламент тестирования – план тестирования каждой перенесенной доработки после выполнения обновления. Также были сформированы инструкции по работе с теми объектами, которые были пересмотрены, изменены или заменены в рамках обновления.
За то время, которое клиент не проводил обновление системы, сама конфигурация 1С:Управление торговлей претерпела значительные изменения – и в функционале, и в интерфейсе. Мы предложили два варианта обучения сотрудников: позадачное – совместно с аналитиком, который знает историческую систему клиента, или полный курс по конфигурации 1С:Управление торговлей ред. 11 в Открытом Учебном Центре "СофтБаланс". Клиент выбрал второй вариант, чтобы полностью закрыть все вопросы сотрудников, связанные с работой в актуальной версии системы.
Адаптация доработок под актуальный релиз 1С:Управление торговлей ред. 11
В ходе проекта часть доработок была адаптирована под типовой функционал системы:
-
Доработка "Передача товаров" – помогает пользователям без дополнительных действий в системе осуществлять продажи не своего товара и не искать остатки. В новой редакции системы реализована при помощи типового механизма – регламентного задания. Таким образом передача товара, как и в предыдущей версии системы, оформляется без участия пользователя.
-
Доработка "Перенос оплат" – для переноса доработки адаптирован типовой документ "Взаимозачет задолженности". Таким образом для пользователей была сохранена возможность автоподстановки нужного заказа клиента по номеру реализации.
-
Доработка "Бронирование" – адаптирована с учетом типовых регистров системы для сохранения возможности бронирования товаров без документа "Заказ клиента". Под актуальную версию доработки был доработан связанный отчет – "Резервы товаров".
-
Проанализированы доработанные отчеты, в новой версии системы настроен вывод данных по ним на Универсальном отчете 1С:Управление торговлей.
Выполнены консультации по настройке правил обмена между системами 1С:Управление торговлей и тремя базами 1С:Бухгалтерия, запланировано приведение обмена к максимально типовому функционалу.
Результаты проекта
-
Система 1С:Управление торговлей обновлена на актуальный релиз. В дальнейшем клиент может выполнять обновления самостоятельно.
-
Доработки приведены к более типовому виду, при этом сохранен весь накопленный функционал конфигурации.
-
Значительно уменьшена стоимость владения системой.
-
Процесс обучения новых сотрудников работе в системе упростился.