Особенности национальной ИТ-интеграции

По итогам 2010 года доля IT-услуг в общем объеме российского рынка информационных технологий оказалась ниже аналогичного показателя в Европе и США. Тем не менее этот сегмент является индикатором развития IT- отрасли и во многом определяет дальнейшие этапы ее эволюции. Ключевым драйвером развития рынка IT- услуг в России по-прежнему, как и в кризисный период, выступает государство.

Источник: IT-NEWS JN 15 VFHNF 2011 №4 (165)

По сравнению с кризисными 2008 и 2009 годами, прошлый год принято считать периодом восстановления российского рынка IT-услуг. По словам генерального директора, компании «Энвижн Груп» Валерия Ростокина, многие IT- проекты, работа над которыми была приостановлена два года назад, в 2010 году «разморозились», а крупный и средний бизнес активизировал взаимодействие с системными интеграторами. При этом спрос на рынке сместился в сегмент быстро окупаемых IT- решений, позволяющих автоматизировать отдельные направления деятельности заказчиков с минимальными инвестициями.

Владимир Гайкович, генеральный директор ГК «Информзащита»: «Для системных интеграторов структура ассортимента услуг, срок и качество реализации проектов становятся все более и более существенными факторами развития бизнеса».

«Корпоративные заказчики четко определились со стратегией информатизации: кризис научил их максимально экономно и взвешенно подходить к автоматизации бизнес-процессов»,— подчеркивает Владимир Шибанов, генеральный директор компании «Аквариус». Изменение конъюнктуры рынка привело к повышению ценности ИТ -услуг в глазах заказчиков, которые все чаще ассоциируют информационные технологии не с оборудованием и ПО, а именно с сервисом, позволяющим оптимизировать затраты на ИТ. Благодаря этому акценты в области информатизации сместились в сторону виртуализации и облачных вычислений.

Тем не менее спрос на ИТ в корпоративном сегменте неравномерен: по оценке Дмитрия Ведева. директора по маркетингу компании «АйТи», в 2010 году наибольшую активность проявляли заказчики из финансового сектора, а также нефтегазодобывающей промышленности и телекоммуникационной отрасли. По словам Марии Юргелас, генерального директора компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России, консолидационные процессы в этих секторах поставили перед интеграторами новую задачу — не просто технологического сращивания систем, а интеграции высшего порядка, поскольку она затрагивает все ключевые бизнес-процессы операционной составляющей в деятельности компаний. В качестве наглядного примера Мария Юргелас приводит реорганизацию государственного телеком­муникационного холдинга «Связьинвест». «Реформа, направленная на объеди­нение всех межрегиональ­ных дочерних компаний "Связьинвеста",— поясняет она,— требует унификации и внедрения единых бизнес- процессов в совершенно разнородных организаци­ях, у каждой из которых не только свое отдельное юридическое лицо, но и аб­солютно независимый и неоднородный IТ-парк, построенный на разных аппаратных и програм­мных платформах, со сво­ей системой электронного документооборота, своими внутренними корпора­тивными стандартами, доменной структурой». Приведение всего этого многообразия к некоему единому знаменателю Мария Юргелас считает масштабной ресурсоемкой технологической задачей, требующей максималь­но высоких компетенций со стороны интегратора.

Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании «ФОРС»: «Следует признать, что единственным и самым мощным драйвером поддержания деловой актив­ности в IT-отрасли на сегодняшний день является государственный сектор».

Государство банкует

Несмотря на пробуждение корпоративных заказчиков после кризиса, тон на IT-рынке, как и двумя годами ранее, по-прежнему задает госсектор. По предварительным данным в 2010 году на него при­шлось более трети оборота всего российского рынка ГГ- услуг. По словам генераль­ного директора компании «РАМЭК-ВС» Андрея Кудри, вследствие восстановле­ния экономики в прошлом году были инициированы новые государственные IT- проекты, главный из кото­рых – «Информационное общество».

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компа­нии «ИнтерТраст» по развитию бизнеса: «Влияние кризиса на сектор СЭД оказалось значительно меньшим в сравнении с другими секторами IT-рынка. И это вполне закономерно, поскольку СЭД реально участвуют в поддержке основных бизнес-процессов на предприятиях, в коммерческих компаниях и госучреждениях».

Сергей Корнеев, управляющий директор компании «Техносерв», подчеркивает, что ИТ объявлены одной из пяти приоритетных областей для государственных инвестиций. «Понятно, что мы в начале пути,— говорит он,— но уже видны первые сдвиги, например, начаты работы по переводу процесса оказания государственных услуг в интернет- среду». В частности, заработали порталы Федеральной службы по налогам и сборам, портал Росреестра, стала возможной подача анкет на биометрические паспорта через сайт Федеральной миграционной службы, открылся единый портал госуслуг. Следствием этого процесса стало развитие крупных data- центров, спроектированных в соответствии с международными стандартами, причем строятся они не только в Москве, но и в регионах. Результатом инновационного курса государства стала и локализация в России производств зарубежных разработчиков высокотехно­логичного оборудования.

«Важным фактором, влияющим на российский рынок ГГ-услуг в 2010 году, стало усиление внимания государства к проблематике электронного документообо­рота»,— считает Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании «Ин­терТраст» по развитию бизнеса. К ключевым ини­циативам в этой области он относит новые «Правила де­лопроизводства в Федераль­ных органах исполнитель­ной власти», «Положение о системе межведомствен­ного электронного доку­ментооборота», «Положение о Единой системе межве­домственного электронного взаимодействия», новый ГОСТ Р 53898-2010 «Систе­мы электронного докумен­тооборота . Взаимодействие систем управления докумен­тами». Все это предпосылки для внедрения в госучреж­дениях систем электронного документооборота, которые раньше были востребованы только в коммерческих орга­низациях. «Государство проводит глобальную и н форматизацию в социальной сфере, в том числе медицине и здравоохранении, правда, за этими проекта­ми не всегда стоят реаль­ные деньги»,— Отмечает Андрей Кудря («РАМЭК-ВС»).

Владимир Котов, руководитель департамента «1С» ГК «СофтБаланс»: «Правительство РФ выделило бюджеты на автома­тизацию учета в бюджетных учреждениях — мы почувствовали это на развитии нашего бюджетного подразделения».

Мария Юргелас, генеральный директор компании «СИТР0НИКС Информационные Технологии» в России: «Вслед за мировыми трендами российские заказчики начали проявлять активный интерес к SaaS. Этот сегмент получит новые импульсы для развития в 2011 году, если преодолеет низкую осведомленность потенциальных заказчиков о возможностях подобных услуг, а также не совсем внятную бизнес-концепцию, которой зачастую страдают SaaS-провэйдеры».

Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что от госзаказов напрямую зависит выживание мно­гих ГГ-компаний. «На долю госсектора приходится свыше 40% рынка ИТ, и похоже, эта тенденция будет только усиливаться, но при этом конкурен­ция за госзаказы между самими IТ-компаниями возросла в несколько раз и работать стало намного тяжелее»,— подчеркивает директор по развитию биз­неса компании «ФОРС» Николай Зезюлинский. Сергей Корнеев («Техносерв») отмечает: «По собственному опыту мы видим, что, вы­ходя из кризиса, компании в первую очередь задумы­ваются над оптимизацией бизнес-процессов, а значит, готовы развивать системы управления предприятием, бизнес-анализа и проекты по управлению работой с клиентами».

Интеграция: свободу ведомственному ПО

Перспективы роста спроса на ТТ-услуги в госсекторе во многом связаны с реформой в области ведомственного программного обеспечения. В середине декабря 2010 года правительство РФ утвердило план пере хода органов исполнительной власти и бюджетных учреждений с проприетарного на свободное ПО (СПО) в период с 2011 по 2015 год. В рамках этой программы федеральные органы исполнительной власти сформируют и внедрят набор СПО для решения типовых задач с учетом своих потребностей.

«Переход с проприетарного на СПО позволяет сократить такую статью расходов, как лицензионные выплаты, а также облегчает внесение изменений в используемое решение: соответствующие мероприятия может провести не только автор решения, но и другие разработчики, а благодаря конкуренции снижается стоимость их услуг»,— под­черкивает Дмитрий Ведев («АйТи»). По его мнению, у СПО есть и другие достоинства, например отсутствие риска ухода автора решения с рынка, так как поддержкой свободных продуктов занимается не отдельная компания, а сообщество разработчиков.

Чиновники рассчитывают, что новая реформа приведет к повышению эффективности работы IT- инфраструктуры и опти­мизации IT-бюджетов госучреждений. Одна­ко, несмотря на то, что она создает предпосылки для привлечения квалифици­рованных IT-специалистов и сервисных компаний и тем самым будет способствовать росту доли госсектора в общем объеме рынка ГГ-услуг, эксперты относятся к этой инициативе скептически. По словам Сергея Калина, президента компании «Открытые Технологии», далеко не для всего проприетарного ПО можно найти аналоги на свободном рынке. Кроме того, стандартные коммерческие продукты всегда проще интегрировать и поддерживать, поэтому использование СПО в отсутствие централизованного плана развития платформ и прикладных решений в госсекторе может привести к существенным затратам как на интеграцию, так и на обеспечение информационной безопасности внедряемых решений.

«Принимая решение о новой реформе, кто-то неверно провел анализ и не учел все факторы»,— убежден Владимир Котов, руководитель департамента «1С» группы компаний «СофтБаланс». По его оценке, госзатраты при переходе на СГ10 возрастут в разы, поскольку специалисты, способные квалифицированно обслуживать свободное про­граммное обеспечение, на рынке ценятся очень дорого. «Кроме того, в слу­чае возникновения ошибок или каких либо недостат­ков, неочевидных на пер­вый взгляд, непонятно, кому предъявлять претен­зии»,— дополняет коллегу Дмитрий Никаноренков, руко­водитель отдела продаж «1С» ГК «СофтБаланс». То есть даже если бюд­жеты на покупку про­граммного обеспечения снизятся, затраты на об­служивание возрастут, причем еще неизвестно, в каком соотношении.

«На эффективность госза­трат больше влияет уровень коррупции при распреде­лении средств, нежели сам выбор проприетарного или свободного ПО»,— убежден Игорь Белоусов, исполнитель­ный директор компании «Тайле». В конечном итоге истина будет не в противо­поставлении этих типов ПО, считает он, а в постановке точных задач и подборе для них эффективных решений на базе любого типа ПО.

Алексей Комов


Возврат к списку