Сплошная интеграция

Руководители известных российских IT-компаний делятся мнением о том, какие тенденции на рынке системной интеграции можно «разглядеть» в конце первого квартала текущего года и что ожидает интеграторов в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе.

Леонид Чуриков IT-news/июнь/2010

Первый квартал не комом...

Дмитрий Ведев. директор маркетингу компании «АйТи», подсчитал, что итогам I квартала «АйТи» показала 15%-ный рост сравнению с I кварталом 2009 года, который, в свою очередь, не был таким уж плохим. Из чего, по его мнению, можно сделать вывод о начале роста корпоративного рынка. Алексей Ушаков, генеральный директор компании «DATA+», отметил 40%-ный рост относительно I квартала 2009 года и аналогичный (40%-ный) спад по отношению к IV кварталу 2008 года. Цифры не вызывают удивления, поскольку в конце года тра­диционно закрывается зна­чительная часть проектов.

По наблюдениям Александра Семенова, генерального ди­ректора компании «КОРУС Консалтинг», в I квартале 2009 года сказывался эф­фект «отложенного спроса»: после пиковой фазы кри­зиса заказчики поняли, что жизнь продолжается, и тратили средства из бюд­жетов 2008 года. По мнению г-на Семенова, в этом году картина иная: экономи­ческая ситуация более стабильна, отложен­ного спроса практиче­ски уже нет, заказчики тратят деньги с куда большей осмотритель­ностью, поэтому борь­ба за каждого клиента идет достаточно жест­кая. Что же касается II квар­тала, то аналитики «КОРУС Консалтинг», так же как и специалисты «АйТи», видят его более успешным, чем аналогичный период 2009 года. Александр Семе­нов полагает, что, в отличие от 2009 года (когда многие компании ожидали второй волны кризиса и вели осторожную политику затрат), у заказчиков сегодня есть деньги на развитие, в том числе благодаря активному сокраще­нию расходов в течение всего прошлого года. Эти средства вкладываются в ИТ-проекты, позволяющие повысить эффективность бизнеса: от экстенсивного ро­ста прежних лет компании переходят к поиску внутрен­них механизмов развития и новых ниш на рынке.

Сергей Калин, президент компании «Открытые Тех­нологии», подтверждает, что существенное оживление рынка в I квартале 2010 года по отношению к такому же периоду 2009 года объяс­няется тем, что заказчики в прошлом году заморозили свои ИТ-бюджеты, а потреб­ности сохранили. По этой же причине IV квартал 2009 года для «Открытых Технологий» стал аномаль­ным и практически не отли­чается от I квартала 2010-го. «Процесс закупок запущен. Остановится он, возможно, только к осени», — считает г-н Калин. В период кризиса за­казчики привыкли тра­тить деньги на услуги, при этом по­ставки обору­дования, на ко­торых многие интегратор­ские компании делали основные обороты, существенно снизились. По­вышенный ин­терес к услугам в определенной степени объясняет спад продаж «голых» коро­бочных решений. Такая ситуация должна устраивать интеграторов, поскольку услуги — наиболее высокомаржинальное направление в их бизнесе. «В целом можно сказать, что все направления, связанные с ИT-услугами, становятся более маржинальными, чем в 2009 году, что свя­зано с восстановлением сниженных или заморо­женных в 2009 году ставок специалистов, которые предоставляются провайдерами ИT-услуг для проектных работ»,— заключает Дмитрий Ведев («АйТи»).

Если же говорить об от­раслях, представители которых в начале этого года оказались готовы покупать наиболее высокомаржинальные услуги, то это в первую очередь телеком. «ИТ для телекома — это инструмент бизнеса, и приобретение продуктов, изначально включающих в себя высокую маржу, оправдано»,— объясняет ситуацию Сергей Калин («Открытые Технологии»).

Ветер перемен

Оценивая состояние российского рынка системной интеграции, Сергей Мацоцкий. Генеральный директор компании IBS, не увидел в пределах двухлетнего горизонта причин для взрывного роста, но позитивный тренд м не менее прогнозирует. Дело в том, что, по причине недофинансирования сферы ИТ на протяжении последних двух лет и характерного для текущего года, заказчиков накапливался продолжает накапливаться багаж нерешенных проблем. «Техника устаревает очень быстро, и к 2011 году это устаревание станет критическим. А на волне роста затрат в обновление основ­ных средств "подтянутся" и IT-услуги»,— утвержда­ет г-н Мацоцкий. Другой источник оптимизма он связывает с возможным повторением «эффек­та 1998 года». «Тогда по итогам кризиса люди поняли, что нужно точно видеть, сколько у тебя де­нег, сколько товара, кому и сколько ты должен. Было понятно, что без серьез­ной ИТ-поддержки эти во­просы решать невозможно, и возникла волна спроса на ERP-системы. Сейчас кризис поставил перед руководителями новые вопросы: из чего состо­ит твоя себестоимость и насколько оптималь­но организовано произ­водство. Новые вопросы будут генерировать спрос на новые решения»,— счи­тает г-н Мацоцкий, предви­дя рост спроса на системы управления основными фондами и производством.

Генеральный директор компании «Систематика» Алексей Семенов, отмечая укре­пление роли государства как заказчика IT-услуг, ожида­ет увеличения объемов работ, связанных с ин­форматизацией феде­ральных и региональных органов власти и автома­тизацией деятельности компаний с государствен­ным участием, полагая, что это повлечет за со­бой повышенный интерес к решениям в области безопасности.

Николай Рыжов, генераль­ный директор компании «Открытые Технологии», полагает, что основные тенденции, порожденные кризисом: экономить, ис­пользовать рационально то, что есть, снижать совокуп­ную стоимость владения — были и останутся на рынке в ближайшее время.

По мнению генерального директора компании «АНД Проджект» Ильи Пантелеева, в ближайшей перспек­тиве будет расти рынок BI и CRM, и спрос на нем будут стимулировать в первую очередь компа­нии финансового секто­ра, телекома, а также дистрибьюторы.

Заместитель генерально­го директора по развитию бизнеса ГК«РАМЭК» Елена Александрова так же, как и многие руководители дру­гих интеграторских компа­ний, общей тенденцией последних лет считает кастомизацию решений и создание узкоспециали­зированных продуктов.

И этот вектор должен усиливаться, поскольку ИТ- компании накопили доста­точно практического опыта для подгонки иностранных систем и разработки собствен­ных. По наблюдениям г-жи Александровой, на россий­ском рынке наблюдается и негативная тенденция, связанная с «проседани­ем» производственных предприятий, что приводит к торможению соответствующего сег­мента ИТ-рынка.

Александр Семенов («КОРУС Консалтинг») к наиболее весомым ИТ-тенденциям относит переход к сервис­ной модели оказания услуг (сюда можно отнести SaaS, IaaS, виртуализацию вы­числений, ИТ-сервисы, ИT-аутсорсинг, аренду ИT- оборудования и пр.). Новым трендом, по его мнению, можно считать тех­нологии «социальных медиа» (Social media), в частности необходимость для вендоров и интеграто­ров учитывать это явление (как в части разработки новых функций продуктов, так и в части реализации пожеланий конечных за­казчиков при внедрении систем). Кроме того, нали­цо серьезное движение корпоративного рынка в сторону пользователь­ских мобильных серви­сов и клиентов.

По мнению Олега Подукова. директора техниче­ского департамента ООО «Компания КОМПЛИТ», ближайшее будущее за аут­сорсингом, технологиями виртуализации, а также за различными «зелеными» технологиями позволяющими экономить на электричестве. Иван Кузьменков, руководитель от­дела бизнес-приложений компании «Ланк Системе», рассчитывает, что на бизнес системных интеграторов повлияет стремление заказ­чиков унифицировать свои технологические платформы: этот фактор сыграет на руку крупным мировым вендорам, предлагающим решения, способные закрыть большую часть потребностей клиента.

Обсуждая с системными интеграторами основ­ные тренды, нельзя не затронуть тему «облаков», которой уделяют сейчас колоссальное внимание (по крайней мере, маркетинговые подразделения мировых вендоров). Объяснять, что такое вычислительное облако, никому из интеграторов не нужно — они и сами уже готовы часами рассуждать о преимуществах тех или иных облачных технологий, их экономической целесообразности, при этом и ИТ-компании, их клиенты едины во мнении, что ежели сейчас что и актуально, так го сокращение издержек. И в другом наблюдается полное единодушие — клиентов нет пока еще горячего желания покупать облачные сервисы. Интеграторы надеются, то рано или поздно это желание появится. Заказчики же прикидывают потенциальные прибыли и убытки, ожидая, когда же им наконец удастся по-настоящему сэконо­мить, поселившись в том или ином облаке. На что интеграторы советуют для начала научиться пра­вильно считать...

«Революции в ИТ-бизнесе с приходом технологии облачных вычислений не произошло, да и пока не произойдет,— делит­ся соображениями Сергей Мацоцкий (IBS).— На се­годняшний день Cloud Computing вошли в нашу жизнь как один из под­ходов к организации ИT- поддержки и заняли свою отдельную нишу. Эта ниша будет расти, но вряд ли сейчас можно говорить о какой-то принципиально новой тенденции в разви­тии ИT-рынка. Как и в слу­чае с другими видами аут­сорсинга, мы по-прежнему будем сталкиваться с тем, что российские потребители пока еще не очень хорошо умеют считать свои реаль­ные издержки на ИТ, что­бы соответственно оценить экономию от использования облаков. Однако техно­логии и бизнес-модели меняются быстро, и в стратегической пер­спективе облачные вы­числения могут сильно изменить весь подход к ИТ».

Цена вопроса или вопрос цены?

Еще один вопрос, который не хотелось бы оставить без внимания,— ценовой. Во время кризиса мно­гие IT-компании сетовали, что им все сильнее выкру­чивают руки, требуя сниже­ния цен на услуги. Больше всего от ценовых болевых приемов досталось аутсорсинговым компаниям. Они всегда существовали как экономичная альтер­натива тому или иному направлению в бизнесе заказчиков, и те, в свою очередь, не упустили воз­можности в период кризиса сэкономить на аутсорсинге по максимуму. Многие (хотя, откровенно говоря, не все) интеграторы счита­ют, что и на их услуги цены ощутимо упали.

А вот по поводу того, вер­нутся ли цены на докри­зисный уровень, мнения разделились. «На докризис­ный уровень цены на услу­ги интеграторов вряд ли вернутся, ведь заказчики поняли, что за тот же или аналогичный сервис можно платить меньше. А если нет разницы или она незначи­тельна, зачем же платить больше?» — рассуждает Иван Кузьменков («Ланк Системе»). «Цены во многом опреде­ляются двумя серьезными факторами: дефицитом высококвалифицированных специалистов и налоговый режимом, установленный для IT-компаний. Поскольку ни в той ни в другой области изменений к лучшем; пока нет, можно ожидать что, как только спрос на ИТ-услуги полностью восста­новится, цены не только вернутся на докризисный уровень, но и продолжат расти»,— говорит Сергей Мацоцкий (IBS). А вот что ду­мает Николай Рыжов («Открытые технологии»): «Цены на докризисный уровень не вернутся больше никог­да, и вот почему. Стоимость всегда определяется уровнем конкуренции: чем он выше, тем ниже цены, и наоборот. Находя нишевую область деятельности, мы получаем больше прибыли. Но только до того момента, пока в нее не войдут наши конкуренты. Тогда цены начинают сни­жаться, а вслед за тем па­дает общая выручка. И это нормальный эволюционный процесс. В период кризиса руководители предприятий вынуждены были начать считать деньги. Надеяться на то, что они разучатся или перестанут это делать после возвращения на докризис­ный уровень бюджетов, не стоит».

Менеджер по маркетин­гу компании ВСС Сергей Березин подчеркнул, что «услуга услуге рознь». И рост цен (так же, как и падение) не может быть равномерным. «Если проложить СКС могут тысячи компаний, то здесь заказ­чику есть из кого выби­рать, а на сложные услуги, которые могут предложить очень небольшое число ин­теграторов, цены особенно и не падали»,— проил­люстрировал свою мысль г-н Березин.

По мнению Ильи Пантелеева («АНД Проджект»), за­явление о «падении» цен на услуги интеграторов в период кризиса связано в первую очередь с тем, что в последние несколько лет цены номинировались в рублях. «И если при­нимать во внимание рост курса доллара, то, действи­тельно, цены за последний год в долларах упали, но в рублевом эквиваленте остались на докризисном уровне»,— подсчитал он. «Цены станут выше, когда увеличится спрос на IT- услуги со стороны потен­циальных заказчиков,— уверена Елена Александрова (РАМЭК).—А спрос, в свою очередь, вырастет только тогда, когда наша экономи­ка начнет оживать, причем оживать не за счет экспорта сырья, а за счет развития производства и наукоем­ких отраслей. К сожале­нию, пока практических шагов в этом направлении я не вижу, одни разговоры». «Интеграторы уже сейчас начали поднимать цены путем сегментации услуг»,— отмечает руково­дитель департамента «1С» ГК «СофтБаланс» Владимир Котов.

Александр Семенов («КОРУС Консалтинг») констатирует, что в кризис изменилось само понятие цены: если раньше интеграторы оперировали понятием «ставки», исходя из которой рассчитывалась стоимость проекта, то сегод­ня обоснованием конечной цены служат получаемый заказчиком результат и эко­номический эффект от той или иной информационной системы. Структура себесто­имости ИT-услуг стала более прозрачной для заказчиков: клиенты сегодня готовы платить за предсказуемый результат реализации проекта, а не просто за проект. «При этом на фоне цен в Европе и США стоимость работы ИТ-специалистов в России остается достаточ­но низкой, поэтому есть пер­спектива роста»,— уверен г-н Семенов. Между тем в аутсорсинговых компаниях уже поняли, что ставки российских IT- специалистов далеко не так низки и уже сравнялись, а в ряде случаев превыша­ют американские и евро­пейские

К такому мнению, в частности, пришли более авторитетные члены ассоциации «Руссофт». «Цена всегда имеет свое дно, к которому стремятся (и часто довольно успешно) демпингующие компании, но на работе в ноль или «в минус» еще никто никогда бизнеса сделал. Чтобы развиваться в условиях жесткой и местами недобросовестной конкуренции, необходимо предлагать заказчикам сервис и возможности, которые бы перевешивали значимость количества нулей в счете за проект», - подвел итог ценовой полемике Сергей Бобров, генеральный директор LWCOM.


Возврат к списку