Сплошная интеграция
Руководители известных российских IT-компаний делятся мнением о том, какие тенденции на рынке системной интеграции можно «разглядеть» в конце первого квартала текущего года и что ожидает интеграторов в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе.
Леонид Чуриков IT-news/июнь/2010
Первый квартал не комом...
Дмитрий Ведев. директор маркетингу компании «АйТи», подсчитал, что итогам I квартала «АйТи» показала 15%-ный рост сравнению с I кварталом 2009 года, который, в свою очередь, не был таким уж плохим. Из чего, по его мнению, можно сделать вывод о начале роста корпоративного рынка. Алексей Ушаков, генеральный директор компании «DATA+», отметил 40%-ный рост относительно I квартала 2009 года и аналогичный (40%-ный) спад по отношению к IV кварталу 2008 года. Цифры не вызывают удивления, поскольку в конце года традиционно закрывается значительная часть проектов.
По наблюдениям Александра Семенова, генерального директора компании «КОРУС Консалтинг», в I квартале 2009 года сказывался эффект «отложенного спроса»: после пиковой фазы кризиса заказчики поняли, что жизнь продолжается, и тратили средства из бюджетов 2008 года. По мнению г-на Семенова, Что же касается II квартала, то аналитики «КОРУС Консалтинг», так же как и специалисты «АйТи», видят его более успешным, чем аналогичный период 2009 года. Александр Семенов полагает, что, в отличие от 2009 года (когда многие компании ожидали второй волны кризиса и вели осторожную политику затрат), Эти средства вкладываются в ИТ-проекты, позволяющие повысить эффективность бизнеса: от экстенсивного роста прежних лет компании переходят к поиску внутренних механизмов развития и новых ниш на рынке.
Сергей Калин, президент компании «Открытые Технологии», подтверждает, что существенное оживление рынка в I квартале 2010 года по отношению к такому же периоду 2009 года объясняется тем, что заказчики в прошлом году заморозили свои ИТ-бюджеты, а потребности сохранили. По этой же причине IV квартал 2009 года для «Открытых Технологий» стал аномальным и практически не отличается от I квартала 2010-го. «Процесс закупок запущен. Остановится он, возможно, только к осени», — считает г-н Калин. Повышенный интерес к услугам в определенной степени объясняет спад продаж «голых» коробочных решений. Такая ситуация должна устраивать интеграторов, поскольку услуги — наиболее высокомаржинальное направление в их бизнесе. «В целом можно сказать, что все направления, связанные с ИT-услугами, становятся более маржинальными, чем в 2009 году, что связано с восстановлением сниженных или замороженных в 2009 году ставок специалистов, которые предоставляются провайдерами ИT-услуг для проектных работ»,— заключает Дмитрий Ведев («АйТи»).
Если же говорить об отраслях, представители которых в начале этого года оказались готовы покупать наиболее высокомаржинальные услуги, то это в первую очередь телеком. «ИТ для телекома — это инструмент бизнеса, и приобретение продуктов, изначально включающих в себя высокую маржу, оправдано»,— объясняет ситуацию Сергей Калин («Открытые Технологии»).
Ветер перемен
Оценивая состояние российского рынка системной интеграции, Сергей Мацоцкий. Генеральный директор компании IBS, не увидел в пределах двухлетнего горизонта причин для взрывного роста, но позитивный тренд м не менее прогнозирует. Дело в том, что, по причине недофинансирования сферы ИТ на протяжении последних двух лет и характерного для текущего года, заказчиков накапливался продолжает накапливаться багаж нерешенных проблем. «Техника устаревает очень быстро, и к 2011 году это устаревание станет критическим. А на волне роста затрат в обновление основных средств "подтянутся" и IT-услуги»,— утверждает г-н Мацоцкий. Другой источник оптимизма он связывает с возможным повторением . «Тогда по итогам кризиса люди поняли, что нужно точно видеть, сколько у тебя денег, сколько товара, кому и сколько ты должен. Было понятно, что без серьезной ИТ-поддержки эти вопросы решать невозможно, и возникла волна спроса на ERP-системы. Новые вопросы будут генерировать спрос на новые решения»,— считает г-н Мацоцкий, предвидя рост спроса на системы управления основными фондами и производством.
Генеральный директор компании «Систематика» Алексей Семенов, отмечая укрепление роли государства как заказчика IT-услуг, ожидает
Николай Рыжов, генеральный директор компании «Открытые Технологии», полагает, что основные тенденции, порожденные кризисом: экономить, использовать рационально то, что есть, снижать совокупную стоимость владения — были и останутся на рынке в ближайшее время.
По мнению генерального директора компании «АНД Проджект» Ильи Пантелеева,
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ГК«РАМЭК» Елена Александрова так же, как и многие руководители других интеграторских компаний,
поскольку ИТ- компании накопили достаточно практического опыта для подгонки иностранных систем и разработки собственных. По наблюдениям г-жи Александровой, на российском рынке
Александр Семенов («КОРУС Консалтинг») к наиболее весомым ИТ-тенденциям относит переход к сервисной модели оказания услуг (сюда можно отнести SaaS, IaaS, виртуализацию вычислений, ИТ-сервисы, ИT-аутсорсинг, аренду ИT- оборудования и пр.). в частности необходимость для вендоров и интеграторов учитывать это явление (как в части разработки новых функций продуктов, так и в части реализации пожеланий конечных заказчиков при внедрении систем). Кроме того,
По мнению Олега Подукова. директора технического департамента ООО «Компания КОМПЛИТ», ближайшее будущее за аутсорсингом, технологиями виртуализации, а также за различными «зелеными» технологиями позволяющими экономить на электричестве. Иван Кузьменков, руководитель отдела бизнес-приложений компании «Ланк Системе», рассчитывает, что на бизнес системных интеграторов повлияет стремление заказчиков унифицировать свои технологические платформы: этот фактор сыграет на руку крупным мировым вендорам, предлагающим решения, способные закрыть большую часть потребностей клиента.
Обсуждая с системными интеграторами основные тренды, нельзя не затронуть тему «облаков», которой уделяют сейчас колоссальное внимание (по крайней мере, маркетинговые подразделения мировых вендоров). Объяснять, что такое вычислительное облако, никому из интеграторов не нужно — они и сами уже готовы часами рассуждать о преимуществах тех или иных облачных технологий, их экономической целесообразности, при этом и ИТ-компании, их клиенты едины во мнении, что ежели сейчас что и актуально, так го сокращение издержек. И в другом наблюдается полное единодушие — клиентов нет пока еще горячего желания покупать облачные сервисы. Интеграторы надеются, то рано или поздно это желание появится. Заказчики же прикидывают потенциальные прибыли и убытки, ожидая, когда же им наконец удастся по-настоящему сэкономить, поселившись в том или ином облаке. На что интеграторы советуют для начала научиться правильно считать...
«Революции в ИТ-бизнесе с приходом технологии облачных вычислений не произошло, да и пока не произойдет,— делится соображениями Сергей Мацоцкий (IBS).— На сегодняшний день Cloud Computing вошли в нашу жизнь как один из подходов к организации ИT- поддержки и заняли свою отдельную нишу. Эта ниша будет расти, но вряд ли сейчас можно говорить о какой-то принципиально новой тенденции в развитии ИT-рынка. Как и в случае с другими видами аутсорсинга, мы по-прежнему будем сталкиваться с тем, что российские потребители пока еще не очень хорошо умеют считать свои реальные издержки на ИТ, чтобы соответственно оценить экономию от использования облаков.
Цена вопроса или вопрос цены?
Еще один вопрос, который не хотелось бы оставить без внимания,— ценовой. Во время кризиса многие IT-компании сетовали, что им все сильнее выкручивают руки, требуя снижения цен на услуги. Больше всего от ценовых болевых приемов досталось аутсорсинговым компаниям. Они всегда существовали как экономичная альтернатива тому или иному направлению в бизнесе заказчиков, и те, в свою очередь, не упустили возможности в период кризиса сэкономить на аутсорсинге по максимуму. Многие (хотя, откровенно говоря, не все) интеграторы считают, что и на их услуги цены ощутимо упали.
А вот по поводу того, вернутся ли цены на докризисный уровень, мнения разделились. «На докризисный уровень цены на услуги интеграторов вряд ли вернутся, ведь заказчики поняли, что за тот же или аналогичный сервис можно платить меньше. А если нет разницы или она незначительна, зачем же платить больше?» — рассуждает Иван Кузьменков («Ланк Системе»). «Цены во многом определяются двумя серьезными факторами: дефицитом высококвалифицированных специалистов и налоговый режимом, установленный для IT-компаний. Поскольку ни в той ни в другой области изменений к лучшем; пока нет, можно ожидать что, как только спрос на ИТ-услуги полностью восстановится, цены не только вернутся на докризисный уровень, но и продолжат расти»,— говорит Сергей Мацоцкий (IBS). А вот что думает Николай Рыжов («Открытые технологии»): «Цены на докризисный уровень не вернутся больше никогда, и вот почему. Стоимость всегда определяется уровнем конкуренции: чем он выше, тем ниже цены, и наоборот. Находя нишевую область деятельности, мы получаем больше прибыли. Но только до того момента, пока в нее не войдут наши конкуренты. Тогда цены начинают снижаться, а вслед за тем падает общая выручка. И это нормальный эволюционный процесс. В период кризиса руководители предприятий вынуждены были начать считать деньги. Надеяться на то, что они разучатся или перестанут это делать после возвращения на докризисный уровень бюджетов, не стоит».
Менеджер по маркетингу компании ВСС Сергей Березин подчеркнул, что «услуга услуге рознь». И рост цен (так же, как и падение) не может быть равномерным. «Если проложить СКС могут тысячи компаний, то здесь заказчику есть из кого выбирать, а на сложные услуги, которые могут предложить очень небольшое число интеграторов, цены особенно и не падали»,— проиллюстрировал свою мысль г-н Березин.
По мнению Ильи Пантелеева («АНД Проджект»), заявление о «падении» цен на услуги интеграторов в период кризиса связано в первую очередь с тем, что в последние несколько лет цены номинировались в рублях. «И если принимать во внимание рост курса доллара, то, действительно, цены за последний год в долларах упали, но в рублевом эквиваленте остались на докризисном уровне»,— подсчитал он. «Цены станут выше, когда увеличится спрос на IT- услуги со стороны потенциальных заказчиков,— уверена Елена Александрова (РАМЭК).—А спрос, в свою очередь, вырастет только тогда, когда наша экономика начнет оживать, причем оживать не за счет экспорта сырья, а за счет развития производства и наукоемких отраслей. К сожалению, пока практических шагов в этом направлении я не вижу, одни разговоры». «Интеграторы уже сейчас начали поднимать цены путем сегментации услуг»,— отмечает руководитель департамента «1С» ГК «СофтБаланс» Владимир Котов.
Александр Семенов («КОРУС Консалтинг») констатирует, что в кризис изменилось само понятие цены: если раньше интеграторы оперировали понятием «ставки», исходя из которой рассчитывалась стоимость проекта, то сегодня обоснованием конечной цены служат получаемый заказчиком результат и экономический эффект от той или иной информационной системы. Структура себестоимости ИT-услуг стала более прозрачной для заказчиков: клиенты сегодня готовы платить за предсказуемый результат реализации проекта, а не просто за проект. «При этом на фоне цен в Европе и США стоимость работы ИТ-специалистов в России остается достаточно низкой, поэтому есть перспектива роста»,— уверен г-н Семенов. Между тем в аутсорсинговых компаниях уже поняли, что ставки российских IT- специалистов далеко не так низки и уже сравнялись, а в ряде случаев превышают американские и европейские
К такому мнению, в частности, пришли более авторитетные члены ассоциации «Руссофт». «Цена всегда имеет свое дно, к которому стремятся (и часто довольно успешно) демпингующие компании, но на работе в ноль или «в минус» еще никто никогда бизнеса сделал. Чтобы развиваться в условиях жесткой и местами недобросовестной конкуренции, необходимо предлагать заказчикам сервис и возможности, которые бы перевешивали значимость количества нулей в счете за проект», - подвел итог ценовой полемике Сергей Бобров, генеральный директор LWCOM.