Сервисноориентированные таблетки, или ГК «СофтБаланс» и «СИА Интернейшнл» реализуют проект в ВМА

Чтобы посмотреть результаты этого внедрения, я направился в питерскую Военно-медицинскую академию. Ровно в назначенное время, в 11 часов, меня встретила девушка и повела в аптеку, которая занимает отдельное небольшое здание и обслуживает пациентов этого «куста» академии (ВМА в Санкт-Петербурге насчитывает несколько таких площадок-кустов).Те, кому доводилось лежать в больнице, помнят, как медсестра, сидящая в коридоре за столиком (медики называют ее постовой сестрой), несколько раз в день выдавала им лекарства - таблетки, капсулы, драже, чтобы они в назначенный час проглотили их, не забыв запить водой. И во время этой «процедуры глотания» некоторые из пациентов почему-то вспоминают про человеческий фактор: не обязательно отрицательно-умышленный, а может просто сестра ошиблась, перепутала таблетки, а на них обычно, кроме рисочки для разлома пополам ничего и не написано. А когда нет веры в то, что ты держишь в руках тебе прописанное лекарство, уже другой фактор – психологический, заметно снижает эффективность даже и от правильного лекарства.

А теперь представьте, что эта же самая сестра утром выдает пациентам пакетики, на которых напечатаны черным по прозрачному его фамилия и инициалы, название лекарства, срок годности, маркировка таблетки и кем проконтролировано соответствие этого лекарства заявке врача. Здесь же указано, в какое время лежащие в пакетике таблетки надо проглотить, опять же запив водой. Да и штрих-код на пакетике есть. Одолевают сомнения, попросите проверить. Только получив такие пакетики, сомнения уже не одолевают, хватает и имеющейся подробной информации, чтобы психологический фактор в данном случае только усилил эффективность лечения.

Может быть, вы думаете, что описанное мной из области фантастики? Отнюдь. Именно такие пакетики я и получил (как временный «пациент» ВМА) - с напечатанной на нем всей той информацией, о которой я рассказал.

Такая технология обслуживания пациентов стала доступна после реализации проекта, выполненного компаниями «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» (поставка в Военно-медицинскую академию аппарата по фасовке и отпуску лекарственных средств южнокорейской компании JVM Cо., Ltd.) и ГК «СофтБаланс», которая разработала на базе «1С: Предприятие 8» программный комплекс, позволяющий автоматизировать весь процесс отпуска лекарств - от обращения пациента в клинику до его выписки.

Во многих крупных лечебных учреждениях России до сих пор работают так. Врачи назначают каждому пациенту курс лечения и выписывают для этого соответствующие препараты; старшие медсестры формируют для больничной аптеки заявки на расход лекарственных средств, в соответствии с которыми фармацевты аптеки производят их отпуск для каждого отделения: вручную они собирают в большую коробку все перечисленные в заявке лекарства, которые надо будет выдать пациентам отделения в течение 3–5 дней. Зачастую коробка набирается солидная. Нет слов, фармацевты очень внимательные люди - других и не держат, но и они не застрахованы от ошибок. Затем эту большую коробку забирает старшая сестра отделения, после чего уже дежурная сестра будет набирать из нее лекарства для каждого пациента (вот вам и еще одна «точка», где можно ошибиться).

После реализации описанного проекта врачи Военно-медицинской академии теперь уже в электронном виде формируют свои заявки на доступные в аптеке лекарственные средства (они также видят их наличие и остатки), вводят назначения в электронную историю болезни, после чего старшие сестры (опять же в электронном виде) объединяют эти заявки в общую заявку от отделения, которая по локальной компьютерной сети поступает в аптеку ВМА. Здесь она обрабатывается, и аппарат для фасовки лекарств фасует для каждого пациента в стерильные пакетики требуемые ему лекарственные средства.


О чем говорит статистика

  • В России количество зарегистрированных лекарственных средств составляет 12 794 наименования. Из них 63% (8027 наименований) - российские препараты, 34% (4402 наименования) - препараты импортного производства и около 3% (365 наименований) - препараты стран СНГ.
  • Ежегодно у 1,5 млн американцев отмечаются последствия ошибок при назначении и приеме лекарственных средств, а около 7 тыс. человек расплачиваются за них жизнью. Финансовые потери, вызванные необходимостью устранять последствия этих ошибок, только в больницах составляют $3,5 млрд в год.
  • По данным Американского института проблем медицины (Institute of Medicine - IOM), от 44 тыс. до 98 тыс. американцев умирают по причинам, связанным с ошибками медицинских работников. При этом более 78% ошибок связано с отпуском лекарств.
  • Российским Федеральным центром по изучению побочных действий лекарств установлено, что доля врачебных ошибок, приведших к лекарственным осложнениям, составила 27,4%.


Итак, что же дала реализация проекта? Помимо решения основной задачи - существенного снижения вероятности получения пациентом «неправильного» лекарственного средства, учет лекарственных средств осуществляется теперь в режиме реального времени и с точностью до 0,5 таблетки, что ведет к снижению бюджетных расходов на закупку лекарств. При этом стало возможным ведение раздельного учета лекарств, поступающих за счет различных источников финансирования (бюджет, ОМС, ДМС, предпринимательская деятельность). Важна и достигнутая прозрачность процессов обеспечения пациентов лекарственными средствами и получение достоверной статистики потребления лечебных препаратов при той или иной патологии в условиях конкретного медицинского учреждения.


Затем на несколько вопросов главного редактора газеты IT News ответили участники встречи - главный провизор Минобороны РФ, начальник кафедры военно-медицинского снабжения и фармации ВМА им. С. М. Кирова, полковник медицинской службы, доктор фармацевтических наук профессор Сергей Закирджанович Умаров, начальник отдела госпитального обеспечения ЗАО «СИА Интернейшнл ЛТД» Юрий Федорович Лебедев и ведущий специалист компании «СофтБаланс» Илья Сергеевич Мозуль.


Сергей Закирджанович, как происходил выбор поставщиков?

С. У.: Подобный проект был осуществлен компанией «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД» в одной из больниц города Екатеринбурга. Руководство ВМА всегда заинтересовано во внедрении новых технологий, если посмотреть шире, то ВМА использует в своей работе новейшее оборудование, которое в Санкт-Петербурге есть только у нас. Поэтому не удивительно, что руководство также заинтересовалось и фасовочным аппаратом. Не для кого не секрет, что бюджетные деньги далеко не резиновые и вопрос об их экономии всегда стоит очень остро. Очень важно чтобы новое оборудование приносило пользу пациентам и давало экономический эффект. Таким образом, мы зафиксировали цель проекта:

- В ВМА должен быть отлажен персонифицированный отпуск лекарственных средств, который позволит сократить врачебные ошибки и даст экономический эффект от сокращения издержек на избыточные закупки лекарственных средств.

И, согласно 94-му указанию Федерального закона, выставить на торги заказ на то, что ВМА нуждается в предоставлении услуги персонифицированного отпуска лекарственных средств.

Тендер выиграла компания «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД».


Сергей Закирджанович, как происходил выбор программного обеспечения?

С. У.: ВМА уже работает на программных продуктах семейства 1С. На них автоматизирован бухгалтерский, кадровый, складской учет и расчет заработной платы. Поэтому совершенно естественно, что нам хотелось бы иметь однотипные программные продукты – это позволило сократить издержки на обучение персонала, да и если думать на перспективу, то когда придет время объединения всех участков учета в единую систему будет гораздо легче. Более развернутый ответ на этот вопрос сможет дать Юрий Федорович Лебедев.


Сергей Закирджанович, как дорого обошелся для ВМА фасовочный аппарат?

С. У.: Нашей академии не пришлось приобретать ни это очень дорогостоящее оборудование, ни программное обеспечение к нему, не потребовалось решать и вопросы с кадрами. Нашему руководству важно было принять политическое, волевое решение о внедрении данной технологии и, согласно 94-му указанию Федерального закона, выставить на торги заказ на то, что ВМА нуждается в предоставлении услуги персонифицированного отпуска лекарственных средств.


Оценивалась экономическая эффективность внедрения?

С. У.: Данные мы получили, сейчас ведем обсчет экономической эффективности.


Как осуществляется контроль того, что в пакетики пациентов попадает выписанные ему лекарственные средства?

С. У.: Для этого используется считывание штрих-кода, нанесенного на пакетик, которое автоматически вносит в базу данных подтверждение о выдачи для конкретного пациента конкретного лекарства (или нескольких лекарственных средств) для принятия в конкретное время.


Юрий Федорович, что еще можно отнести к достоинствам проекта?

Ю. Л.: Внедренная система практически полностью исключает возможность хищения препаратов. Из больничной аптеки лекарства в отделения поступают в герметичных пакетиках, а не в заводской упаковке, которая и может быть похищена. Любую группу препаратов можно проконтролировать от момента закупки до поступления в лечебное учреждение и выдачи больному. Экономическая эффективность от внедрения множества таких аппаратов может быть намного выше. Сейчас наша промышленность выпускает упаковки по 20, 50 и 100 таблеток. А представьте, что будут выпускаться упаковки в ангровом виде, то есть по 5, 10 и 20 килограммов, - экономия на упаковочных материалах и этикетках будет значительная, они обойдутся на 20–30, а то и 50% дешевле, чем те препараты, которые поступают из розницы. Над этим вопросом мы сейчас работаем.


Юрий Федорович, я повторю вопрос, который задавал Сергею Закирджановичу: как происходил выбор программного обеспечения?

Ю. Ф.: Наша компания довольно давно и плотно работает с программными продуктами семейства 1С. Наиболее часто наши заказчики работают именно на них, поэтому мы не сомневались, что это будет 1С, оставался только вопрос: кто будет заниматься внедрением? Поговорив с представителями ВМА, мы подписали контракт с ГК «СофтБаланс» на внедрение. Специалисты этой копании давно работают с ВМА и их работой тут довольны, поэтому мы не видели смысла менять команду на этом проекте.


Пользователи вашей системы платят за нее как за услугу?

Ю. Л.: Сейчас это так, причем все оборудование и программное обеспечение остается в собственности нашей компании. Может быть, со временем будем использовать аренду или лизинг.


Какова производительность упаковочного аппарата?

Ю. Л.: 60 упаковок в минуту.


Какая задача стояла перед фирмой «СофтБаланс» в этом проекте?

И.М. Если говорить укрупнено, то сделать систему, в которой наглядно отражен отпуск лекарственных средств пациентам клиники. На данном этапе времени в системе полностью отражены бизнес-процессы клиники от обращения пациента до его выписки. Созданы интерфейсы для работы, врачей, медицинских сестер, старших медицинских сестер, фармацевтов. Функционал системы позволяет отслеживать закупки лекарственных средств, движения лекарственных средств, истории болезни пациентов и т.д.

Причем благодаря гибкости платформы 8 функционал можно расширить, а также объединить в единую систему учета.


Сколько человек работало над этим проектом от фирмы «СофтБаланс»?

И.М.: Двое сотрудников примерно в течение полугода.


Проект полностью реализован?

И.М.: Проект закончен, эксплуатация осуществляется в рабочем режиме. Однако мы накапливаем новые пожелания пользователей системы, которые могут быть реализованы при сопровождении системы.


Программное обеспечение «1С: Предприятие 8» имеет односторонний интерфейс с ПО аппарата для фасовки лекарственных средств?

И.М.: Наша компания разработала интерфейс взаимодействия ПО фирмы «1С» с программным обеспечением аппарата по фасовке и отпуску лекарственных средств южнокорейской компании JVM. Взаимодействие одностороннее, то есть для аппарата формируется специальный текстовый файл определенного формата, на основе которого и осуществляется фасовка лекарственных средств. Скажем, если это таблетки, капсулы и драже, то напрямую используется фасовочный аппарат, а для других типов лекарственных средств, например ампул, мазей и растворов, могут печататься наклейки со столь же полной информацией.


А разве не существует аппаратов для фасовки ампул и мазей?

И.М.: Насколько, я знаю, нет, но думаю это дело ближайшего будущего


В сотрудничестве с «СИО Интернейшнл» вы ранее выполняли проекты?

И.М.: Это первый наш совместный проект, я надеюсь не последний


Геннадий Белаш



Возврат к списку